Что такое социальное государство – Социальное государство — это… Что такое Социальное государство?

Содержание

Социальное государство — это… Что такое Социальное государство?

Социа́льное госуда́рство (нем. Sozialstaat; англ. Welfare state, государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия[1]) — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся[2].

Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Однако социальное государство здесь по своей сути кардинально отличается от социалистического[3]

.

Часто считается, что именно реализация этих идей «создала благосостояние Запада после Второй мировой войны»[4].


Признаки социального государства: 1) высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников 2) социально ориентированная структура экономики 3) формирование гражданского общества 4) разработка государством разнообразных социальных программ 5) развитое социальное законодательство 6) утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности 7) социальная ответственность перед гражданами


Функции социального государства 1) поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов) 2) охрана труда и здоровья людей 3) поддержка семьи, материнства, детства 4) устранение социального неравенства путем перераспределения доходов 5) поощрение благотворительной деятельности 6) финансовая поддержка образовательных и культурных программ 7) борьба с безработицей

Этимология

Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 году Лоренц фон Штейн[5][6][7]. Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штейну, «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».

История

Прусский социализм

Растущее давление рабочего и профсоюзного движения, опасения по поводу возможного усиления социалистов заставляли правительства промышленно развитых стран идти на социальные уступки. В Германии канцлер О. фон Бисмарк, позднее кайзер Вильгельм II, прямо предупреждали о такой угрозе. Советники канцлера О. фон Бисмарка (особенно Г. Вагнер) инициировали в Германии разработку нормативных правовых актов об обязательном социальном страховании профессиональных групп работников, самоуправляемых товариществах взаимного страхования. Это позволяло аккумулировать финансовые ресурсы как гарантии качественной медицинской и реабилитационной помощи, высокий уровень страховых выплат. Такая социально-правовая конструкция получила условное название «модель Бисмарка» («Прусский социализм») и в модифицированном виде использовалась долгое время в Германии и некоторых других странах. В 1871 г. Германия вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. — финансирование медицинской помощи, в 1883 г. — пособия по болезни.

Социальное страхование от несчастного случая было введено и в других странах: в Австрии в 1887 г., во Франции — в 1898 г., в Норвегии — в 1894 г., Новой Зеландии -в 1900 г., Швеции — в 1901 г. Медицинское страхование стало государственным в Австрии в 1888 г., в Швеции — в 1891 г., в Норвегии — в 1909 г.

Государство благосостояния

Большой резонанс имели меры социальной защиты, вводимые в США правительством Ф. Д. Рузвельта в рамках «нового курса» в начале 1930-х годов в связи с Великой депрессией.

В Великобритании значительным событием стал доклад У. Бевериджа в парламенте (1942 г.), где говорилось о принципах «государства благосостояния» (Welfare State). Термин «государство благосостояния» употреблялся как совпадающий в основном с понятием «социальное государство». Стали говорить о «модели социальной защиты» Бевериджа. Правительство лейбористов в основном реализовало эту модель в Великобритании, формируя с 1945 г. систему социальной защиты, включающую предоставление государственных гарантий для населения, установление обязанности работодателя обеспечить социальное страхование наемных работников с их частичным участием, а также обязанности работника по дополнительному личному страхованию. Обеспечивались базовые условия жизнедеятельности — государственное (бесплатное) здравоохранение, равные возможности семьям в воспитании детей (пособия на детей), предотвращение массовой безработицы.

В США в 8 января 1964 г. в первом послании о положении страны президент Л. Джонсон торжественно провозгласил начало «бескомпромиссной войны с бедностью в Америке» как часть программы построения «Великого общества» (Great Society). 16 марта того же года он направил в конг­ресс специальное послание «О войне с бедностью», на основании кото­рого 20 августа был принят закон об экономических возможностях (Economic Opportunitiy Act). Он вклю­чал четыре вида мероприятий по борьбе с бедностью: профессиональная подготовка и обучение, программы так называемых «общинных действий», осуществляемых под эгидой местных властей, специальные программы помощи для сельской местности и мелкого бизнеса, а также деятельность организации «Добровольцы на службе Америки» (Volunteers in Service to America, VISTA). В соответствии с этим законом учреждалось федеральное Управление экономических возможностей (Оffice of Economic Opportunity). В области медицинского обслуживания в 1965 была введена специальная программа «Медикейд» для наиболее нуждающихся и «Медикэр» для пенсионеров. В 1964 г. была также начата федеральная программа субсиди­рования части расходов малообеспеченных граждан на продукты питания в виде продо­вольственных купонов. Кроме того, во второй половине 60-х годов были приняты некоторые меры по оказанию помощи малообеспеченным семьям в аренде квартир в частных жилых домах и по расширению программ фе­дерального финансирования строительства дешевых жилищ в рамках законов о жилищном строительстве и городском развитии 1965 и 1968 гг.

[8]

Изменение отношения к идее социального государства

После Второй мировой войны в Европе наблюдался всплеск симпатий к идеалу социального государства[9], под которым понимался умеренный демократический социализм. Европейское социальное государство тех лет характеризуется приходом социал-демократов к власти и национализацией здравоохранения, транспорта, энергетики, тяжёлой и добывающей промышленности. В экономике господствовало кейнсианство.

Кризис идей социального государства пришелся на конец 1970-х — начало 1980-х годов, когда возобладали тэтчеризм и рейганомика.

Современная география

В качестве количественных критериев реализации социального государства часто используются

  • Уровень бедности
  • Относительный эффект социальных программ на уровень бедности
  • Доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами

Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию и другие страны.

Социальное государство в России

С 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством (Конституция Российской Федерации, глава 1, статья 7)[10].


Задача социального государства — обеспечить своим гражданам следующие условия:

a.каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;
b.каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;
c.нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

Критика

Многие утверждают, что социальное государство приводит к социальному иждивенчеству, так как, грубо говоря, богатым приходится платить за бедных («скрытая экспроприация»). Неолибералы полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод.

Коммунисты считают, что необходимым условием обеспечения социальных гарантий является только переход от капитализма к социализму. Для социал-демократов социальное государство и есть социализм, но для коммунистов — социальное государство является лишь уступкой государственного капитализма трудящимся[11]

Источники и примечания

См. также

Ссылки

Литература

dic.academic.ru

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — это… Что такое СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО?

    СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО (от нем. Sozialstaat)особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизацию отношений государственных институтов и общества.     Процесс возникновения и становления социального государства можно анализировать на следующих уровнях: на научном — как идею и ее развитие в ряде концепций, на нормативном — как конституционный принцип, закрепленный в Основных законах все возрастающего числа стран, на эмпирическом — как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.     Понятие “социальное государство” было выдвинуто немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815—90), чья теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин и в результате анализа развития капитализма в Германии. Он считал, что функции государства заключаются в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном, или социальном, государстве.
Либеральную концепцию социального государства развил Фридрих Науманн. Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально, и морально поднять низшие классы с помощью широких социальных реформ.     Наиболее радикальную теоретическую концепцию социального государства выдвинул в 1879 немецкий экономист Адольф Вагнер, сторонник государственного и христианского социализма. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в “государство культуры и всеобщего благоденствия”, огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, интеграцию рабочего класса в государство в противовес идеям классовой борьбы, политических и социальных революций. Мощным толчком для дальнейшего развития теории и практики социального государства послужили мировой экономический кризис 1929—33 гг. и 2-я мировая война. “Новый курс” президента США Ф. Рузвельта включил в себя законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, общегосударственные мероприятия по борьбе с безработицей, помощь фермерам, решительные шаги в направлении социального обеспечения, ликвидации детского труда и сокращения рабочего дня, введения пенсии по старости.     Особую роль в создании в западных странах социального государства сыграл т. н. “План Бевериджа”, представленный в кон. 1942 британскому парламенту председателем одного из его комитетов У. Бевериджем и начавший осуществляться лейбористским правительством с 1945. План предусматривал новую организацию всей системы социального обеспечения через расширение социального страхования вплоть до охвата им почти всех граждан государства, а также через гарантию единого национального среднего дохода, которого хватало бы на скромное поддержание жизни. Ядром плана была тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости. Кроме того, предусматривались создание безвозмездной, доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения, контроль за заработной платой и ценами, постепенное устранение частной собственности на средства производства и другие меры. План Бевериджа был использован в социальной деятельности послевоенных правительств Бельгии, Дании и Нидерландов, при создании современной системы социального обеспечения Швеции, послужил моделью при обсуждении вопросов социально-политического развития и в послевоенной Германии.     После 2-й мировой войны начался качественно новый этап в развитии социального государства — его возведение в конституционный принцип, интерпретация как особого типа государства. Вскоре после войны социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в конституциях Японии, ФРГ, Франции, Италии, а позднее, в 70-е гг., Испании, Португалии, Швеции.     В настоящее время все развитые страны мира в большей или меньшей степени де-факто являются социальными государствами.

    Успешное функционирование современного социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой, эффективной, социально ориентированной экономики. В экономической политике социальное государство должно сочетать и меры государственного регулирования, поощрение конкуренции и развитие личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния.

    В политической сфере необходим консенсус главных политических сил относительно основных целей и задач развития данного общества, сложившаяся система деятельности социальных институтов. Это позволяет обеспечивать преемственность социальной политики государства в случаях демократической смены правящих партий, правительств и высших государственных должностных лиц.

    Духовная атмосфера в социальном государстве должна характеризоваться развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма.

    Чрезвычайно важный аспект конституирования и деятельности социального государства, особенно в случае его федеративного устройства, представляет собой его региональное измерение. Отражение принципа социального государства в конституции той или иной страны проявляется не только в определении целей и задач такого государства, но и в наделении его соответствующими полномочиями и компетенцией.     Конечной целью развития социальной сферы социального государства должно стать утверждение принципа социальной справедливости, которая в данном контексте будет означать, во-первых, гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния; во-вторых, создание, в идеале, равных стартовых возможностей всем членам общества через систему воспитания, образования и социальной поддержки; переход от политического и правового равноправия граждан к их социальному равноправию; в-третьих, обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоев и отдельных граждан, не имеющих возможности трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень.     Лит.: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997; Гончаров!!. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель.— Социально-гуманитарные знания (М.), 2000, № 2; Конституции государств Восточной Европы. М., 1996; Конституции государств Европейского Союза. М., 1997; Конституции зарубежных государств. М., 1996; Stein L. Gegenwart und Zukunft der Rechts-und Staatswissenschaftbei Deutschlands. Stuttg., 1876; Gall L. Liberalismus und bürgerliche Gesellschaf. Zu Charakter und Entwicklung der liberalen Bewegung in Deutschland.— Historische Zeitschrift, 1975, 220; SheehanJ. Der deutsche Liberalismus, Von den Anfängen in 18. Jahrhundert bis zum Ersten Veltkrieg 1770—1914. Munch., 1983; Ritter G. Der Sozialstaat-Entstehung und Entwicklung im internationalen Vergleich. Miinch., 1989; Braun H; NiehaiisM. Sozialstaat Bundesrepublik Deutschland auf dem Weg nach Europa. Campus Verlag. Fr./M.—N. J., 1990; Garcia Hen-era M. A. El fin Estado Social Sistema (Madrid), 1994,¹ \\?,fW; Aragon M. Los problemas del Estad social.— Ibidem; Parras Madales A. J. La evolution del Estado social y sus perspectivas,— Ibidem; George V., Wlding P. Welfare and Ideology. L., 1994; Pierson С. Beyond the welfare state. Cambr., 1998; Welfare states in transition. L., 1998.

    П. К. Гончаров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

dic.academic.ru

Социальное государство это… Социальные функции государства :: BusinessMan.ru

Сегодня часто можно слышать декларации о том, что та или иная страна является социальным государством. И возникает вопрос: социальное государство — это что? В чем его специфика? Каждое ли государство является социальным?

Понятие социального государства

В самом общем виде социальное государство — это государство, главным принципом которого является стремление к справедливому распределению благ в стране. Политика его реализуется в стремлении уменьшить тяжелые последствия материального расслоения общества, основной акцент делается на помощи обделенным представителям нуждающихся слоев. Понятие социального государства тесно связано с явлением социального обеспечения. В таких системах государство берет на себя обязательства по поддержанию достойного уровня жизни нуждающихся граждан за счет изъятия части доходов у людей, достигших высокого уровня материального обеспечения.

Таким образом, суть социального государства — это существование гарантий обеспечения неблагополучным группам населения достойного прожиточного уровня. Причем ресурсы для такой материальной поддержки черпаются из налогового бремени, лежащего на плечах более обеспеченных сограждан.

Немного истории

Социальная система государства впервые была декларирована немецким экономистом Лоренцом фон Штейном еще в середине 19 века. Он проводил глубокий анализ процесса формирования капитализма в Германии и пришел к выводу, что государство должно строиться на идеях равенства и справедливости, что оно должно стремиться подтянуть уровень жизни низших слоев до среднего и высшего уровней. Социальное государство в его трактовке — это система, обеспечивающая социальный прогресс.

Развитие взглядов Штейна представил Фридрих Науманн, который пропагандировал либеральные взгляды на экономику. Социально-политическое государство, по его мнению, путем активного вмешательства в систему хозяйствования должно устанавливать порядок, в котором в приоритете будут не только охрана собственности и закон, но и социальные реформы во имя справедливости.

Такие идеи стали платформой для формирования социал-демократического движения, которое набирало силу в Германии конца 19 века. На рубеже 19 и 20 веков в стране под давлением народного рабочего движения защита социально незащищенных классов была закреплена законом. Эти идеи стали толчком к проведению в Германии реформ, в частности впервые появилась система пенсионного страхования и финансирование медицинской помощи работникам за счет работодателя. Идеи социального устройства государства проникли также во Францию и Англию, где под влиянием профсоюзов появляются меры по регулированию социальных отношений со стороны государства.

В США идеи социального государства находят мощную поддержку во времена экономического кризиса 30-х годов 20 века. Президент Рузвельт законодательно закрепляет право рабочих на создание профсоюзов, защищающих их права, он сократил продолжительность рабочего дня, запретил эксплуатацию детского труда. В Великобритании значительную роль сыграл доклад Бевериджа, в котором говорилось о государстве благосостояния, по сути, синониме социального государства.

Появление Советского государства внесло новый всплеск в развитие концепции социального государства, так как оно законодательно закрепило социальную направленность своей политики.

После Второй мировой войны правительство Германии впервые закрепляет в Конституции страны наименование государства, как социального. После этого уже все крупные страны Запада начинают декларировать принципы социальной справедливости в качестве основного постулата государственности. Рост популярности данных идей продолжался до середины 70-х годов, когда у концепции появляется немало противников, и она начинает трансформироваться. Экономические кризисы конца 20 — начала 21 века поставили под сомнение рациональность данной концепции, хотя официально отказываться от нее страны Запада не торопятся.

Условия существования социального государства

Не каждая страна может назвать себя социальным государством. Для его формирования необходимо соблюдение ряда условий. Социальное государство — это модель, которая возможна при создании определенных условий:

  • Высокий уровень нравственного развития граждан. Для социального государства характерно превалирование моральных ценностей над всеми прочими, все члены общества, особенно менеджмент, должны придерживаться идей равенства и справедливости.
  • Демократический строй. Для реализации принципов социальной защищенности в государстве должны реализовываться принципы свободы.
  • Высокий уровень экономического развития государства. Для того чтобы иметь возможность социального обеспечения неимущих, у государства должны иметься большие резервы.
  • Социально-ориентированный тип экономики. Государство, чтобы были возможности регуляции экономических процессов, должно иметь большое количество различных предприятий со своим участием. Это позволяет регулировать занятость населения и перераспределять доходы в пользу обделенных.
  • Высокий уровень правового развития. Обязательным спутником социального государства является высокий уровень развития законодательных и гражданских инициатив. Гражданское общество и правовое государство являются платформой для проведения социально-ориентированной политики.
  • Социальная политика государства. Приоритетами государственной политики должны быть социальные проекты по нивелированию последствий неравенства и различной поддержке неимущих слоев населения. Государство должно стремиться к всеобщей справедливости, ставить себе цель по достижению благосостояния для всех челнов общества. Среди таких целей — создание равных стартовых возможностей для людей всех классов, социальная защищенность всех граждан страны, достойные условия жизни для всех, включая обездоленных.
  • Закрепление в законодательстве. Термин «социальное государство» должен быть зафиксирован в конституции государства.

Характерные признаки социального государства

Распознать социальное государство можно по следующим признакам:

  • Справедливая оплата труда. Государство гарантирует достойную оплату труда для всех работающих граждан, вне зависимости от занимаемой должности.
  • Удовлетворенные потребители. Жители социального государства имеют высокий потребительский уровень, они могут удовлетворить не только первичные потребности в еде, жилище, безопасности, но и выбирать высокое качество предметов, удовлетворяющих эти потребности. Кроме того, население должно иметь возможность реализовывать планы по самореализации и удовлетворять социальные и духовные потребности.
  • Отрегулированная система социальной защиты. Удовлетворенность населения своей жизнью зависит от социальной политики государства, оно должно создать систему, которая помогает людям с ограниченными ресурсами удовлетворять свои потребности на достойном уровне. Признаком социального государства является отлаженный институт помощи тем, кто не может себя обеспечить: инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным семьям, безработным.
  • Нивелирование социальных различий. В социальном государстве путем различных видов помощи должен сокращаться разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными за счет перераспределения доходов. Акцент делается на подтягивании бедных к достойному уровню проживания. Разрыв между доходами высшего и низшего слоев населения страны примерно должен быть в шесть раз.
  • Качественные социально-значимые отрасли услуг. Для социального государства чрезвычайно важно налаживание эффективной работы таких сфер, как медицина, образование, жилищное строительство, транспорт. Социальные услуги обеспечивают достойный уровень проживания и удовлетворенности населения.
  • Правовое разрешение конфликтов. Для социального государства характерен низкий уровень социальных конфликтов, но, если они возникают, то разрешаются мирным путем через инструменты гражданского и правового общества.
  • Воплощение принципов социальной справедливости. Распределение богатств страны, обеспечение возможностей для всех удовлетворять не только свои первичные потребности, должны исходить из интересов всех жителей страны. Каждый гражданин получает от страны столько, сколько ей дает.
  • Главенство нравственных принципов поведения. В социальном государстве моральными нормами поведения выступают благотворительность, взаимопомощь, альтруизм, милосердие. Причем они характерны не только для государственной политики или отдельных групп людей, а и большинства граждан страны.

Социальные функции государства: реальность и декларация

Как и любое другое государство, социальное выполняет все традиционные функции: политические, экономические, социальные, правоохранительные, экологические и многие другие. Однако акцент при их исполнении всегда делается в сторону социальной защищенности населения. При этом существуют и специфические социальные функции государства, к ним относятся:

  • Поддержка незащищенных слоев населения. Она может быть материальной в виде субсидий безработным, инвалидам, пенсионерам, и социально-психологическая, в виде различных консультаций, тренингов, курсов по психологической разгрузке и коррекции депрессивных состояний.
  • Охрана труда и здоровья населения. Государство создает достойные условия для выполнения любой работы, контролирует соблюдение норм и законов. Также обеспечивает регулярное медицинское обслуживание на качественном уровне, делая акцент на профилактику заболеваний.
  • Поощрение и стимулирование благотворительности. У государства есть налоговые механизмы, которые могут делать благотворительность не только социально-одобряемой деятельностью, но и экономически выгодной.
  • Поддержка материнства и детства. Государство создает институты, помогающие родителям растить детей вне зависимости от уровня дохода. Оно обеспечивает качественную медицинскую помощь и систему образовательных услуг, а также вырабатывает механизмы материальной поддержки нуждающихся семей.
  • Сглаживание последствий социального расслоения общества, путем перераспределения доходов государство снижает разрыв между богатыми и бедными.
  • Обеспечение занятости населения. Государство создает условия для того, чтобы каждый человек мог найти работу по своим способностям и возможностям, стимулирует предпринимательство для создания рабочих мест, поддерживает низкооплачиваемые, но социально-значимые отрасли.

  • Забота о решении экологических проблем, о сохранении мира.
  • Поддержка различных проектов, инициатив и программ в социальной, культурной, образовательной сфере.

Таким образом, социальное государство — это сложная система институтов и механизмов поддержки населения и создания для граждан качественного уровня жизни. Реализовать в полной мере эти функции ни одному государству пока не удалось, но есть страны со значительным приближением к идеалу.

Типы социальных государств

Социально-экономическое развитие государства может идти разными путями и приводит к тому, что появляются различные типы социальных государств. Исследователи выделяют такие разновидности, как:

  • Позитивное государство социальной защиты. Тип, построенный на стремлении к созданию общества равных возможностей. Образцом такого типа являются США.
  • Государство социальной безопасности. В этом типе к социальной защите добавляются требования по обеспечению стабильного дохода всем гражданам не ниже прожиточного минимума. Образец — Великобритания.
  • Социальное государство всеобщего благосостояния. Государство стремится выровнять уровень доходов и возможностей для всех жителей. Пример — Швеция.

Также есть попытка выстроить классификацию в зависимости от доминирования рыночных или социальных требований в политике государства. В этом случае выделяются консервативный, либеральный и социал-демократический типы социального государства.

Воплощенные проекты

Концепция социального государства в несколько разных видах прижилась во многих странах. Так, социальными государствами являются страны Запада, а также Австралия, Канада, Япония. В них реализуются различные модели, все они основаны на нравственных принципах и исповедовании либеральных идей. Немного другой формат социального государства реализуется в странах, где источник благосостояния — нефтедобыча, это Арабские Эмираты и Кувейт, здесь национальные доходы распределяются по местным представлениям о справедливости.

Российская реальность

Естественно возникает вопрос, а Россия — социальное государство? Несмотря на то что с 1993 года в стране законодательно закреплен социальный приоритет в политике, до сих пор существуют сомнения в реальности этой декларации. Институты социальной защиты в России существуют, однако разрыв между богатыми и бедными слишком велик, система здравоохранения и образования далека от высоких стандартов цивилизованных стран. Поэтому пока нельзя с уверенностью сказать: Россия — социальное государство.

Трудности построения социального государства

Социальное развитие государства сталкивается со многими проблемами, основными из которых являются:

  • Нестабильность мировой экономики. Кризисы последних лет показали, что не все государства могут себе позволить социальную ориентацию из-за падения доходов.
  • Несознательность граждан. Социальное государство сталкивается с тем, что некоторые слои населения превращаются в иждивенцев и стремятся получать блага, ничего не отдавая. Особенно эту проблему обнажил миграционный кризис в Европе, когда на пособия начинают претендовать тысячи и миллионы граждан и государство не в состоянии всех обеспечить достойно.

Таким образом, социальное государство и общество пока не становятся доминирующим типом в мировом устройстве.

Критика социального государства

У концепции социального государства немало противников и критиков, которых стало значительно больше в связи с затяжными финансовыми и политическими кризисами. Население стран Европы привыкло больше получать, чем отдавать, что приводит к нарастанию социального недовольства, особенно в ситуации нехватки ресурсов для выполнения социальных гарантий. Критики говорят, что сегодня концепция социального государства если не изжила себя, то требует значительного пересмотра.

businessman.ru

Социальное государство — Википедия. Что такое Социальное государство

Социальные затраты, процент от ВВП государств ОЭСР, 2001.

Социа́льное госуда́рство (нем. Sozialstaat[1]) — государство, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся[2].

Стремление к социальному политическому государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Однако социальное государство здесь по своей сути кардинально отличается от социалистического[3].

Многие сторонники социального государства считают, что именно реализация этих идей «создала благосостояние Запада после Второй мировой войны»[4].

Этимология

Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 году Лоренц фон Штейн[5][6][7]. Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого [8], и именно в этом смысле говорится о социальном государстве.

Признаки социального государства

  • Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;
  • Социально-ориентированная структура экономики;
  • Формирование гражданского общества;
  • Разработка государством разнообразных социальных программ;
  • Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;
  • Социальная ответственность перед гражданами.

Функции социального государства

  • Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов).
  • Борьба с безработицей.
  • Помощь молодым предпринимателям.

История

Прусский социализм

Растущее давление рабочего и профсоюзного движения, опасения по поводу возможного усиления социалистов заставляли правительства промышленно развитых стран идти на социальные уступки. В Германии канцлер Отто фон Бисмарк, позднее кайзер Вильгельм II, прямо предупреждали о такой угрозе. Советники канцлера О. фон Бисмарка (особенно Адольф Вагнер) инициировали в Германии разработку нормативных правовых актов об обязательном социальном страховании профессиональных групп работников, самоуправляемых товариществах взаимного страхования. Это позволяло аккумулировать финансовые ресурсы как гарантии качественной медицинской и реабилитационной помощи, высокий уровень страховых выплат. Такая социально-правовая конструкция получила условное название «модель Бисмарка» («Прусский социализм») и в модифицированном виде использовалась долгое время в Германии и некоторых других странах. В 1871 г. Германия вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. — финансирование медицинской помощи, в 1883 г. — пособия по болезни.

Социальное страхование от несчастного случая было введено и в других странах: в Австрии в 1887 г., во Франции — в 1898 г., в Норвегии — в 1894 г., Новой Зеландии -в 1900 г., Швеции — в 1901 г. Медицинское страхование стало государственным в Австрии в 1888 г., в Швеции — в 1891 г., в Норвегии — в 1909 г.

Государство благосостояния

Большой резонанс имели меры социальной защиты, вводимые в США правительством Ф. Д. Рузвельта в рамках «нового курса» в начале 1930-х годов в связи с Великой депрессией.

В Великобритании значительным событием стал доклад У. Бевериджа в парламенте (1942 год), где говорилось о принципах «государства благосостояния» (Welfare State). Термин «государство благосостояния» употреблялся как совпадающий в основном с понятием «социальное государство». Стали говорить о модели социальной защиты Бевериджа.

Модель Бевериджа предполагает распределение ответственности между государством (базовые гарантии соцзащиты для всего населения с ориентацией на прожиточный минимум), работодателем (страхование наемных работников с их частичным участием) и работником (дополнительное личное страхование).

На основании доклада правительство Великобритании в 1944 году начало реформу системы социального страхования. К 1952 году были введены в действие законы о государственной службе здравоохранения, программы страхования в связи с несчастными случаями на производстве, пенсионного страхования[9].

8 января 1964 г. в США в первом послании о положении страны президент Л. Джонсон торжественно провозгласил начало «бескомпромиссной войны с бедностью в Америке» как часть программы построения «Великого общества» (Great Society). 16 марта того же года он направил в конгресс специальное послание «О войне с бедностью», на основании которого 20 августа был принят закон об экономических возможностях (Economic Opportunitiy Act). Он включал четыре вида мероприятий по борьбе с бедностью: профессиональная подготовка и обучение, программы так называемых «общинных действий», осуществляемых под эгидой местных властей, специальные программы помощи для сельской местности и мелкого бизнеса, а также деятельность организации «Добровольцы на службе Америки» (Volunteers in Service to America, VISTA). В соответствии с этим законом учреждалось федеральное Управление экономических возможностей (Оffice of Economic Opportunity). В области медицинского обслуживания в 1965 была введена специальная программа «Медикейд» для наиболее нуждающихся и «Медикэр» для пенсионеров. В 1964 г. была также начата федеральная программа субсидирования части расходов малообеспеченных граждан на продукты питания в виде продовольственных купонов. Кроме того, во второй половине 60-х годов были приняты некоторые меры по оказанию помощи малообеспеченным семьям в аренде квартир в частных жилых домах и по расширению программ федерального финансирования строительства дешевых жилищ в рамках законов о жилищном строительстве и городском развитии 1965 и 1968 гг.[10]

Изменение отношения к идее социального государства

После Второй мировой войны в Европе наблюдался всплеск симпатий к идеалу социального государства[11], под которым понимался умеренный демократический социализм. Европейское социальное государство тех лет характеризуется приходом социал-демократов к власти и национализацией здравоохранения, транспорта, энергетики, тяжёлой и добывающей промышленности. В экономике господствовало кейнсианство.

Кризис идей социального государства пришелся на конец 1970-х — начало 1980-х годов, когда возобладали тэтчеризм и рейганомика. Однако на тот момент так было только в отношении Великобритании и США, а так же (на время) Голландии.

Самый молодой монарх в Европе король Нидерландов Виллем Александр в сентябре 2013 года объявил о конце государства всеобщего благосостояния. Вместо него появится «общество участия» (participation society), предполагающее сокращение социальных расходов государства и перенос социальных расходов на населения[12].

Современная география

В качестве количественных критериев реализации социального государства часто используются

  • Уровень бедности
  • Относительный эффект социальных программ на уровень бедности
  • Доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами

Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию (при Кадаффи) и другие страны.

Социальное государство в России

С 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством (Конституция Российской Федерации, глава 1, статья 7)[13].

Задача социального государства — обеспечить своим гражданам следующие условия[14]:

  • каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;
  • каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;
  • нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

В интервью агентству РИА-Новости 14 июня 2013 президент В. Путин заявил[15]:

… Социальная защита — одна из важнейших функций государства. И возможный отказ от неё поставит под угрозу само существование института государства как такового… И кризис в ряде европейских стран наглядно это продемонстрировал. Ключевое слово здесь — неэффективность. Не социальная политика, а жизнь не по средствам, потеря контроля за общим состоянием экономики, структурные перекосы — вот что приводит к тем последствиям, с которыми Европа столкнулась сегодня. К тому же во многих европейских странах пышным цветом расцвело иждивенчество, где зачастую не работать гораздо выгоднее, чем работать. Оно угрожает не только экономике, но и нравственным основам общества… Для России такой (европейский) подход неприемлем. Социально ориентированное государство — это не прихоть, а необходимость… Что касается Европы, … ведущие европейские страны проводят структурные реформы, чтобы повысить конкурентоспособность своих экономик, борются с безработицей… А свои обязательства прописали в Стратегии социально-экономического развития ЕС до 2020 года. Так что хоронить европейскую социальную модель пока рано.

Критика

К распространённой критике социального государства относится мнение, что оно приводит к социальному иждивенчеству, когда широкие слои населения стремятся стать и всю жизнь оставаться получателями пособий вместо того, чтобы работать[16].

Есть мнение, что перераспределение доходов от богатых к бедным представляют собой форму экспроприации, а наличие правовых норм, которые относятся к категории лиц с чётко определённым социально-экономическим статусом, формой дискриминации[17]. Сторонники монетаризма, австрийской экономической школы и связанных с ними политических течений, в частности неолибералы и классические либералы, также полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод[17][18][19].

Коммунисты считают, что необходимым условием обеспечения социальных гарантий является только переход от капитализма к социализму. Для социал-демократов социальное государство и есть социализм, но для коммунистов — социальное государство является лишь уступкой государственного капитализма трудящимся[20].

См. также

Источники и примечания

  1. ↑ Также англ. Welfare state, государство всеобщего Российского благосостояния, государство всеобщего благоденствия. В некотором смысле, является синонимом англо-саксонского термина «государство благосостояния» (англ. Welfare state) используют «социальное государство» (нем. Sozialstaat), прежде всего употребляемое в Германии и России, «государство-покровитель» или «государство-защитник» во Франции с. 6 (недоступная ссылка).
  2. ↑ Актуальное интервью. Социальное государство: лозунги или реальность?
  3. ↑ http://www.imemo.ru/ru/publ/2009/09016.pdf (недоступная ссылка) с. 11
  4. ↑ Джеффри Соммерс. Прибалтийский бунт: плоды тэтчеризма.
  5. ↑ Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики
  6. ↑ Евстратов Александр Эдуардович. Генезис идеи социального государства :Историко-теоретические проблемы : Дис. … канд. юрид. наук : 12.00.01 : Омск, 2005
  7. ↑ Классик государственного социализма
  8. ↑ Штейн Л. История социального движения Франции с 1789 года. Пер. со 2-го нем. изд. Т.1. Основное понятие общества и социальная история Французской революции до 1830 г. Спб.: Тип. А.М. Котомица, 1872. С. XXVIII
  9. ↑ Роик, Валентин, 2012, с. 95.
  10. ↑ История США. Том 4 Архивировано 18 сентября 2016 года.
  11. ↑ Демократический социализм (недоступная ссылка)
  12. ↑ Король Нидерландов объявил о завершении эпохи «всеобщего благосостояния»
  13. ↑ На «круглом столе» в Госдуме: За социальное государство и достойную жизнь граждан!
  14. Дреманова М. А. Россия — социальное государство? // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12.
  15. ↑ Интервью информационному агентству «РИА Новости»
  16. ↑ Exposing the myths of walfare (англ.) / Centre for Labour and Social Studies
  17. 1 2 Хайек Ф. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. — М.: ИРИСЭН, 2006. ISBN 5-91066-010-1
  18. Фридман М. Капитализм и свобода. М.: Новое издательство, 2006.
  19. Нозик Р. Анархия, государство и утопия. М.: ИРИСЭН, 2008. ISBN 5-91066-007-0
  20. ↑ Шубин А. В. Социализм: «Золотой век» теории

Литература

  • Калашников С. В. Становление социального государства в России (2003)
  • Евстратов А.Э. Генезис идеи социального государства: историко-теоретические проблемы. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01: Омск, 2005. 234 с. РГБ ОД, 61:05-12/1087.
  • Евстратов А.Э. Генезис идеи социального государства: историко-теоретические проблемы. Автореферат дис… / Омский государственный университет. Омск, 2005. 24 c.
  • [1]
  • Валентин Роик. Экономика, финансы и право социального страхования. Институты и страховые механизмы. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 258 с. — ISBN 978-5-9614-1961-0.

Ссылки

wiki.sc

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — Новая философская энциклопедия

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО (от нем. Sozialstaat) – особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизацию отношений государственных институтов и общества.

Процесс возникновения и становления социального государства можно анализировать на следующих уровнях: на научном – как идею и ее развитие в ряде концепций, на нормативном – как конституционный принцип, закрепленный в Основных законах все возрастающего числа стран, на эмпирическом – как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

Понятие «социальное государство» было выдвинуто немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815–90), чья теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин и в результате анализа развития капитализма в Германии. Он считал, что функции государства заключаются в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном, или социальном, государстве. Либеральную концепцию социального государства развил Фридрих Науманн. Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально, и морально поднять низшие классы с помощью широких социальных реформ.

Наиболее радикальную теоретическую концепцию социального государства выдвинул в 1879 немецкий экономист Адольф Вагнер, сторонник государственного и христианского социализма. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в «государство культуры и всеобщего благоденствия», огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, интеграцию рабочего класса в государство в противовес идеям классовой борьбы, политических и социальных революций. Мощным толчком для дальнейшего развития теории и практики социального государства послужили мировой экономический кризис 1929–33 гг. и 2-я мировая война. «Новый курс» президента США Ф.Рузвельта включил в себя законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, общегосударственные мероприятия по борьбе с безработицей, помощь фермерам, решительные шаги в направлении социального обеспечения, ликвидации детского труда и сокращения рабочего дня, введения пенсии по старости.

Особую роль в создании в западных странах социального государства сыграл т.н. «План Бевериджа», представленный в кон. 1942 британскому парламенту председателем одного из его комитетов У.Бевериджем и начавший осуществляться лейбористским правительством с 1945. План предусматривал новую организацию всей системы социального обеспечения через расширение социального страхования вплоть до охвата им почти всех граждан государства, а также через гарантию единого национального среднего дохода, которого хватало бы на скромное поддержание жизни. Ядром плана была тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости. Кроме того, предусматривались создание безвозмездной, доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения, контроль за заработной платой и ценами, постепенное устранение частной собственности на средства производства и другие меры. План Бевериджа был использован в социальной деятельности послевоенных правительств Бельгии, Дании и Нидерландов, при создании современной системы социального обеспечения Швеции, послужил моделью при обсуждении вопросов социально-политического развития и в послевоенной Германии.

После 2-й мировой войны начался качественно новый этап в развитии социального государства – его возведение в конституционный принцип, интерпретация как особого типа государства. Вскоре после войны социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в конституциях Японии, ФРГ, Франции, Италии, а позднее, в 70-е гг., Испании, Португалии, Швеции.

В настоящее время все развитые страны мира в большей или меньшей степени де-факто являются социальными государствами.

Успешное функционирование современного социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой, эффективной, социально ориентированной экономики. В экономической политике социальное государство должно сочетать и меры государственного регулирования, поощрение конкуренции и развитие личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния.

В политической сфере необходим консенсус главных политических сил относительно основных целей и задач развития данного общества, сложившаяся система деятельности социальных институтов. Это позволяет обеспечивать преемственность социальной политики государства в случаях демократической смены правящих партий, правительств и высших государственных должностных лиц.

Духовная атмосфера в социальном государстве должна характеризоваться развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма.

Чрезвычайно важный аспект конституирования и деятельности социального государства, особенно в случае его федеративного устройства, представляет собой его региональное измерение. Отражение принципа социального государства в конституции той или иной страны проявляется не только в определении целей и задач такого государства, но и в наделении его соответствующими полномочиями и компетенцией.

Конечной целью развития социальной сферы социального государства должно стать утверждение принципа социальной справедливости, которая в данном контексте будет означать, во-первых, гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния; во-вторых, создание, в идеале, равных стартовых возможностей всем членам общества через систему воспитания, образования и социальной поддержки; переход от политического и правового равноправия граждан к их социальному равноправию; в-третьих, обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоев и отдельных граждан, не имеющих возможности трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень.

Литература:

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997;

2. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель. – Социально-гуманитарные знания (М.), 2000, № 2;

3. Конституции государств Восточной Европы. М., 1996;

4. Конституции государств Европейского Союза. М., 1997;

5. Конституции зарубежных государств. М., 1996;

6. Stein L. Gegenwart und Zukunft der Rechts-und Staatswissenschaftbei Deutschlands. Stuttg., 1876;

7. Gall L. Liberalismus und bürgerliche Gesellschaf. Zu Charakter und Entwicklung der liberalen Bewegung in Deutschland. – Historische Zeitschrift, 1975, 220;

8. Sheehan J. Der deutsche Liberalismus. Von den Anfängen in 18. Jahrhundert bis zum Ersten Weltkrieg 1770–1914. Münch., 1983;

9. Ritter G. Der Sozialstaat-Entstehung und Entwicklung im internationalen Vergleich. Münch., 1989;

10. Braun H., Niehaiis M. Sozialstaat Bundesrepublik Deutschland auf dem Weg nach Europa. Campus Verlag. Fr./M. – N. J., 1990;

11. Garcia Herrera M.A. El fin Estado Social – Sistema (Madrid), 1994, № 118/119;

12. Aragon M. Los problemas del Estado social. – Ibidem;

13. Parras Madales A.J. La evolution del Estado social y sus perspectivas. – Ibidem;

14. George V., Wilding P. Welfare and Ideology. L., 1994;

15. Pierson C. Beyond the welfare state. Cambr., 1998;

16. Welfare states in transition. L., 1998.

П.К.Гончаров

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

gufo.me

Социальное государство это что такое Социальное государство: определение — Право.НЭС

Социальное государство

государство, обеспечивающее определенный уровень жизни своих граждан, удовлетворение их материальных и духовных потребностей (достойное существование)

С.Г. предполагает гарантию государственной поддержки образования, здравоохранения, социального обеспечения, обеспечения занятости населения, охраны труда, охраны экологической среды обитания.

Оцените определение:

Источник: Некоторые юридические термины

Социальное государство

это характеристика современного государства как организации, которая берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Статья 7 Конституции России закрепляет положение о том, что Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Оцените определение:

Источник: Большой юридический словарь

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ 1993 г.). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. (С. А.)

Оцените определение:

Источник: Энциклопедический словарь конституционного права

Социальное государство

понятие «социальное государство», выдвинутое еще в 1929 г. немецким государствоведом X. Хеллером, означает обязанность государства быть социально активным во имя сглаживания противоречивых интересов в обществе и обеспечения достойных условий жизни для всех членов общества при наличии равенства форм собственности на средства производства. Идея социального государства закреплена в конституциях ряда стран Западной Европы после Второй мировой войны (ФРГ, Испания и др.). Россия, став самостоятельным независимым государством, определила ориентацию своего развития — построение демократического социального правового государства.

Оцените определение:

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях учебное пособие

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г. Конституция РФ (ст. 7) провозглашает, что «РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности РФ: а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную поддержку семье, материн

determiner.ru

Социальное государство — это… Что такое Социальное государство?


Социальное государство
Социальное государство

1) тип государства, в котором основные усилия государственной власти направлены на проведение активной социальной политики, смягчение и предупреждение социальных конфликтов;

2) государство демократического типа, в условиях относительно стабильной и развитой экономики.

Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010.

Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

  • Социальная стратификация
  • Социальный контроль

Смотреть что такое «Социальное государство» в других словарях:

  • СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО —     СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО (от нем. Sozialstaat)особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию… …   Философская энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — характеристика (принцип), относящаяся к конституционно правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает …   Юридический словарь

  • СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — характеристика конституционно правового статуса государства, принцип, предполагающий закрепление в конституции гарантий экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующих обязанностей государства. Данная… …   Юридическая энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО, конституционно правовой статус (см. СТАТУС), предполагающий конституционные гарантии экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина. В социальном государстве органы власти служат обществу, стремятся… …   Энциклопедический словарь

  • Социальное государство — (нем. Sozialstaat; англ. Welfare state, государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия[1])  политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости …   Википедия

  • СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — характеристика конституционно правового статуса государства, (принцип), предполагающий закрепление в конституции гарантий экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующих обязанностей государства. Данная… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • социальное государство — характеристика (принцип), относящаяся к конституционно правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает …   Большой юридический словарь

  • СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — характеристика (принцип), относящаяся к конституционно правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Впервые… …   Энциклопедия юриста

  • Социальное государство — понятие социальное государство , выдвинутое еще в 1929 г. немецким государствоведом X. Хеллером, означает обязанность государства быть социально активным во имя сглаживания противоречивых интересов в обществе и обеспечения достойных условий жизни …   Теория государства и права в схемах и определениях

  • Социальное государство — это характеристика современного государства как организации, которая берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Статья 7 Конституции России закрепляет положение о том …   Большой юридический словарь


dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *